В случае, если организация продала физическому лицу товар, не предназначенный для использования в бытовых целях, положения Закона о защите прав потребителей не применяются.
По общему правилу, если организация продает физическому лицу товар, который предназначен для бытового использования, такие правоотношения регулируются нормами Закона РФ «О защите прав потребителей».
В соответствии с преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей» потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Зачастую, при рассмотрении дел, судами исследуется субъектный состав участников договора купли-продажи. При этом далеко не всегда выясняется предназначение проданного товара: предназначен ли товар для использования в бытовых целях или нет.
Транспортно-торговая компания заключила с физическим лицом договор купли-продажи специализированной техники (самоходной машины) – погрузчика.
В указанном договоре содержалось условие о том, что товар приобретается для целей, не связанных с домашними, бытовыми личными нуждами.
Впоследствии, в период эксплуатации товара (в пределах гарантийного срока), покупателем был выявлен дефект, который был устранен Продавцом с нарушением сроков устранения недостатков, предусмотренных договором купли-продажи.
Покупатель, руководствуясь статьей 23 Закона РФ «О защите прав потребителей», обратился в районный суд с иском о взыскании с Продавца неустойки за нарушение сроков устранения недостатков товара, морального вреда, а также штрафа в размере 50% от присужденных судом сумм.
Исковые требования были основаны на положениях Закона РФ «О защите прав потребителей».
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования истца, взыскал с транспортно-торговой компании неустойку за нарушение сроков устранения недостатков товара, моральный вред, а также штраф в размере 50% от размера взысканной неустойки и суммы морального вреда.
При этом судом первой инстанции были оставлены без должного изучения возражения ответчика о том, что товар не предназначался для использования в бытовых целях, а в соответствии с инструкцией по эксплуатации, товар предназначался для использования в производственных целях, следовательно положения Закона РФ «О защите прав потребителей» не применимы к данной ситуации.
Судом апелляционной инстанции были проверены возражения продавца о характере товара и о его предназначении. Судом была подробно исследована инструкция по эксплуатации вышеуказанного погрузчика, из содержания которой следует, что автопогрузчик применяется при дорожном строительстве, городском строительстве, на складах угля, гравия и иных материалов, на грузовых станциях, верфях и торговых складах, и в большинстве случаев используется для погрузки или перемещения рыхлого грунта, песка или щебня, угольной золы, мусора и других сыпучих материалов.
Таким образом, судом апелляционной инстанции было установлено, что исходя из предназначения товара, он не мог использоваться в бытовых целях.
Суд апелляционной инстанции согласился с доводами транспортно-торговой компании о том, что с учетом предназначения товара, к спорным правоотношениям не применимы положения Закона РФ «О защите прав потребителей».
Суд апелляционной инстанции отменил решение районного суда и отказал в удовлетворении исковых требований.